Техосмотр транспортных средств в Украине: законопроект 2019 г

Техосмотр в Украине

8 октября на официальном сайте Министерства транспорта и инфраструктуры появился законопроект, который содержит информацию о том, что с 1 января 2022 года в Украине возможно возвращение обязательных регулярных техосмотров транспортных средств. По пришествию месяца, отведенного на публичное обсуждение, законопроекта, содержащего соответствующие нормы, согласуют с Кабмином и внесут на рассмотрение Рады.

Можно отметить, что данный законопроект является не первой попыткой протащить через парламент возобновление обязательного технического осмотра автомобилей. В прошлом году определенная группа нардепов проявляла инициативу и вносила в Верховную Раду подобный данному законопроект №7317. Но он до сегодняшнего момента так и не попал на повестку дня.

При всем при этом и народные депутаты, и представители Министерства транспорта и инфраструктуры высказываются, что регулярная и обязательная проверка транспортного средства на пригодность к эксплуатации является ключевым фактором, позволяющим снизить аварийность на украинских дорогах. А также обязанностью привести нормы Законодательства Украины к европейским стандартам.

Кто будет заниматься проверкой?

По утверждению украинских чиновников проверять техническое состояние автотранспорта на территории страны обязаны так называемые «пункты проверки». На практике такими пунктами могут стать практически все СТО, которые получат определенные полномочия и подберут сертифицированных экспертов, и, конечно же, будут внесены в специальный реестр Министерства.

Специалисты, которые будут проводить проверки, смогут работать сразу на нескольких точка, при выполнении требования, что все наниматели не будут выходить за условный географический круг диаметром 100 км. А в сутки каждый эксперт будет работать только на одном пункте. И не будет обслуживать автотранспорт своей семьи, друзей и других заинтересованных людей.

Такие меры должны позволить снизить коррупционные риски, потому как содействие родственникам, выдача технического талона без реальной проверки транспорта грозит серьезными штрафами. А так же еще одним механизмом по борьбе с взяточниками станет внесения данных проверки в единый реестр транспортных средств. Доступ к данным будет в распоряжении патрульных, осуществляющих дорожный контроль.

Что будет проверяться?

Проект данного закона предусматривает полный перечень деталей, узлов и прочих механизмов, которые подлежат проверке при прохождении регулярного технического осмотра. В список попали:

  • внешние световые устройства;
  • системы, отвечающие за тормозное и рулевое управление;
  • колеса и шины;
  • газобаллонное оборудование;
  • стекла, в частности их пропускная способность;
  • идентификация составных частей, систем, в том числе установленного оборудования.
  • проверкой будут подвергаться другие элементы, относящиеся к безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Некая неопределенность и обширность последнего пункта в списке ограничена только отсылкой к некоторым «объемам», которые определенные законодательством. Единственное, что без детализации, на какие законы необходимо ссылаться для того чтобы определить границы проверки. Вероятней всего данный пункт попадет к экологическим требованиям к выхлопу.

По итогам проведения проверки автовладельцу эксперт должен выдать на руки специальный талон, который в перспективе должен быть оснащен электронным чипом. Этот документ должен содержать информацию о проверке, а именно дату проведения проверки, заключение о пригодности автотранспорта к дальнейшей эксплуатации. Кабинет Министров должен будет определить сумму, которую уполномоченные эксперты должны будут оплачивать МВД за бланки и доступ к реестру.

Когда начнут и кого освободят?

В законопроекте четко установлена дата, с которой в силу войдет регулярный техосмотр автотранспорта. С 1 января 2022 г. весь частный авто- и мототранспорт должен проходить обязательную проверку на пригодность авто к эксплуатации каждые 2 года, а таксисты ежегодно.

При покупке-продажи авто так же надо будет пройти проверку, перед регистрацией техосмотр обязателен.

Однако в данном законопроекте существуют и исключения, они относятся к следующим категориям транспортных средств и будет действовать бессрочно:

  • автотранспорту дипломатических представительств;
  • специальным транспортным средствам(ТС), максимальная скорость которых не превышает 40 км/ч;
  • ТС объем двигателя, которых меньше 125 куб. см.;
  • раритетные и винтажные автомашины возраст, которых превышает 30 лет и представляет историческую ценность;
  • автомобили, максимальная скорость которых доходит до 25 км/ч;
  • гоночный авто — и мототранспорт, при соблюдении условия, что они не передвигаются своим ходом по дорогам общего пользования.

Что ждёт владельцев транспортных средств?

Несмотря на то, что в данном законе хорошо прописанные нормы, однако он не дает четких ответов на пару значительных вопросов. Во-первых, не указана стоимость проверки, вероятней всего поначалу прохождение техосмотра будет весьма дорогим «удовольствием». Потому как на данный момент на территории нет специализированных и сертифицированных станций технического обслуживания и нет компетентных экспертов.

Во-вторых, как и где будут обучаться эксперты еще не известно. Кабинет Министров должен позаботиться о создании центров подготовки таких кадров с полной подготовкой подзаконной нормативки. А на сложившемся низко конкурентном рынке участники не постесняются устанавливать свои цены. К тому же, сертифицированные пункты должны будут регулярно вносить на счет МВД плату за услуги доступа к реестру транспортных средств, и проводить закупки бланков для технического осмотра.

Однако автовладельцам все-таки придется проходить техосмотр. И в законопроекте прописан штраф, который достигнет 1700 гривен за эксплуатацию транспортного средства без талона, свидетельствующего об успешном прохождении проверки. А для тех, кто дважды проигнорирует данную процедуру, ждет наказание по строже, а именно изъятие водительского удостоверения на срок от 3 до 6 месяцев.

Множество экспертов усомнились в эффективности и надобности подобной инициативы. Так как уверяют, что в современных украинских реалиях данная затея вернет нас к коррупционным недостаткам прошлой советской системы.

Многие специалисты по автомобильным вопросам твердят, что оптимальным вариантом является передача данной функции страховым компаниям. Ведь именно страховики заинтересованы в том, что их клиенты не попадали в дорожно-транспортные происшествия. Поэтому лучше пусть они, а не госслужащие сертифицируют экспертов для СТО. Такая схема позволит избежать многочисленных коррупционных рисков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *